Почерковедческая экспертиза в арбитражном процессе представляет собой исследование рукописи и подписи, направленное на установление конкретного исполнителя спорной рукописи, или его характеристик, например, пол, возраст, национальность, род деятельности и другие.
• | Телефон: +7 (499) 348-80-03 |
• | Whats App: +7 (985) 348-80-03 |
• | Электронная почта: info@arbitragex.ru |
Объект почерковедческой экспертизы рассматривается в различных аспектах.
Письмо — дополнительное к звуковой речи средство общения людей, осуществляющее закрепление информации на материальном объекте и передачу ее в пространстве и во времени, осуществляющее при помощи графических знаков.
«Почерк — это основанная на письменно-двигательном ФДК и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений».
Весь процесс формирования письменно-двигательного ФДК в зависимости от целей и содержания задач обучения условно делится на четыре этапа:
1. | Элементное письмо; |
2. | Буквенное письмо; |
3. | Связное письмо; |
4. | Скорописное письмо. |
На этапе элементного письма основные педагогические задачи сводятся к ознакомлению обучающихся со звуковым составом слов, буквенными обозначениями звуков, графическими характеристиками письменных знаков, правилами их слитного выполнения, гигиеной и техникой письма.
Этап буквенного письма предполагает формирование у учеников зрительных представлений о правильной форме и размерах письменных знаков, развитие и закрепление практического навыка их выполнения, расположения относительно друг друга.
На этапе связного письма вырабатываются навыки равномерного наклона, размера, разгона, расстановки, нажима при выполнении письменных знаков, правильного их соединения в составе слов, пространственной ориентации в рукописи и т. д. При этом автоматизируются навыки, ранее приобретенные обучающимися.
Скорописное письмо является этапом окончательной автоматизации технических и графических навыков. К этому времени учащиеся уже четко представляют слова рукописного текста в виде слуховых, зрительных и двигательных образов и постепенно обретают возможность переключать свое внимание с письменно-двигательного процесса на смысловую и письменно-речевую стороны письма.
На процесс формирования письменно-двигательного ФДК оказывают влияние многочисленные факторы внутренней и внешней среды.
Комплекс внутренних факторов относительно устойчив и подразделяется на две группы, связанные с анатомическими и психофизиологическими особенностями обучающегося.
В отличие от внутренних, внешние факторы, влияющие на формирование письменно-двигательного ФДК, могут изменяться. К ним относятся: поза, освещение, используемый пишущий прибор, применяемая методика обучения и иные объективные условия процесса письма.
Наряду со сложноорганизованными процессами формирования и реализации письменно-двигательный ФДК навыков человека обладает большим количеством свойств, имеющих основополагающее криминалистическое значение при производстве идентификационных, диагностических и ситуационных исследований почерка. Основными из них в судебном почерковедении считаются:
• | Индивидуальность; |
• | Динамическая устойчивость; |
• | Вариационность; |
• | Избирательная изменчивость. |
Рассмотрим подробнее две группы факторов, которые были затронуты в принципе индивидуальности почерка.
Субъективный фактор выступает в виде индивидуальных психических, физиологических и анатомических особенностей личности человека. Г. А. Самойлов указывает, что навыки как свойства личности выражают заключенные в них особенности психики, физиологического аппарата, анатомии тела человека, которые участвовали в формировании того или иного навыка.
Объективный фактор представлен разнообразием условий внешней среды по отношению к формирующемуся навыку письма. В. Ф. Орлова отмечает, что «все эти условия разнообразны, многокомпонентны, благодаря пространственной и временной изменчивости в комплексе неповторимы».
В соответствии с общими положениями методики почерковедческой экспертизы к исследованию и исследователю предъявляются следующие требования:
Почерковедческая экспертиза. Вопросы на почерковедческую экспертизу идентификационного характера:
1. | Выполнен ли текст документа конкретным лицом или кем-то другим? |
2. | Написаны ли тексты нескольких документов одним и тем же лицом? |
3. | Выполнена ли подпись от имени определенного лица им самим или другим лицом? |
4. | Выполнена ли подпись от имени вымышленного лица определенным лицом? |
Почерковедческая экспертиза. Вопросы на почерковедческую экспертизу диагностического характера:
1. | Выполнен ли рукописный текст мужчиной или женщиной? |
2. | К какой возрастной группе относится автор рукописного текста? |
3. | Не выполнен ли текст (подпись) в необычной обстановке (например, в необычной позе или состоянии болезни, состояния аффекта и пр.)? |
4. | Не выполнена ли исследуемая рукопись намеренно измененным почерком, с подражанием почерку конкретного лица, левой рукой (если привычно пишет правой)? |
Уточняйте интересующий Вас вопрос по контактному телефону:
Телефон: +7 (499) 348-80-03
Whats App: +7 (985) 348-80-03
Электронная почта: info@arbitragex.ru
Экспертно-правовой центр по проведению Арбитражных экспертиз развивает экспертизу в Российской Федерации. Мы стараемся сделать экспертную деятельность лучше в нашей стране
Консультация специалиста в офисе рядом с м. Охотный ряд осуществляется по предварительной записи с целью выбора наиболее удобного времени для Вас!
С Уважением, Коллектив ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОГО ЦЕНТРА.