Cудебная лингвистическая экспертиза за последние годы окончательно оформилась как самостоятельный род судебных экспертиз, относящийся к классу судебно-речеведческих экспертиз. Она перешла в группу экспертиз, которые становятся обязательно необходимыми по категориям дел, где без привлечения специальных лингвистических познаний невозможно или затруднительно установить событие правонарушения, совершаемого посредством устной или письменной речи.
Лингвистическая экспертиза. Объекты:
– это единицы языка, речи и продукты речевой деятельности:
1. | Газетных, журнальных и электронных публикаций, книг; |
2. | Рекламных сообщений, листовок; |
3. | Письменных выступлений, заявлений, обращений; |
4. | Устных высказываний и разговоров; |
5. | Продуктов Интернет-коммуникации (форумов, блогов); |
6. | Текстов документов, нормативных актов; |
7. | Товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований; |
8. | Других продуктов речевой деятельности. |
Лингвистическая экспертиза. Сегодня можно говорить о следующих типовых задачах, решаемых в рамках судебной экспертизы:
Для проведения лингвистической экспертизы необходимы спорный текст или высказывание, а также сведения о речевой ситуации (о месте, времени, участниках и обстоятельствах, в которых спорный текст или высказывание были предъявлены). В случае если объектом экспертизы является устное высказывание или выступление, лингвисту-эксперту предоставляется аудиозапись разговора (при ее наличии) либо зафиксированный на бумаге (участниками или свидетелями речевой ситуации) текст спорного высказывания.
Лингвистическая экспертиза. Установление обстоятельств, связанных с унижением чести, достоинства и деловой репутации.
Примерный перечень вопросов:
1. | Содержится ли в тексте публикации «…» (указать название) негативная информация о конкретном лице … (указать ФИО)? |
2. | Если негативная информация содержится, то в какой форме она выражена: утверждение о фактах, которое можно проверить на соответствие действительности, или оценочного суждения, предположения, вопроса? |
3. | Какова коммуникативная направленность текста? |
4. | Построен ли текст в соответствии с речевой стратегией дискредитации? |
5. | Носит ли текст публичный характер? |
Лингвистическая экспертиза. Установление обстоятельств, связанных с экстремистской деятельностью.
Примерный перечень вопросов:
1. | Содержится ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) негативная информация о группе лиц, объединенных по национальному, расовому, религиозному признаку? О каких именно группах лиц идет речь? |
2. | Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания оскорбительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, конфессиональной или социальной группы? Адресованы ли данные высказывания отдельным представителям или всей группе? |
3. | Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания, содержащие суждения о неполноценности граждан какой-либо национальности, конфессии или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой? |
4. | Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания о превосходстве одной национальности, конфессии или социальной группы и неполноценности, порочности другой? |
5. | Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, конфессии или социальной группы? |
6. | Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю нацию, конфессию или социальную группу? |
7. | Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания о враждебности какой-либо нации, конфессии, социальной группы? |
8. | Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении государства, представителей власти? |
9. | Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) сведения негативного характера о деятельности представителя власти … при исполнении им должностных обязанностей? Если негативные сведения имеются, то в какой форме они выражены: в форме утверждения о фактах или оценочного суждения? |
Установление степени сходства товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований и других объектов интеллектуальной собственности и авторских прав.
Примерный перечень вопросов:
1. | Является ли товарный знак (доменное имя, фирменное наименование, обозначение) «…» тождественным или сходным до степени смешения с товарным знаком (доменным именем, фирменным наименованием, обозначением) «…»? |
2. | Является ли наименование «…» индивидуализирующим? Способно ли оно выполнять различительные функции? |
3. | Является ли слово «…» общеупотребительным или уникальным, индивидуальным? |
4. | Имеет ли обозначение «…» словесный характер, представляет ли собой самостоятельную языковую единицу? |
5. | Имеются ли в составе вербального компонента товарного знака «…» слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники? |
6. | Содержатся ли в словесной составляющей товарного знака прямое описание товара, сведения об изготовителе? |
Установление обстоятельств, связанных с нарушением авторских прав (плагиатом).
Примерный перечень вопросов:
1. | Является ли произведение «…» самобытным и оригинальным или переработанным вариантом другого произведения? |
2. | Имеются ли дословные текстовые совпадения в произведениях «…» и «…»? |
3. | Имеется ли полное или частичное сходство, тождество или различие произведений «…» и «…»? |
4. | Оригинален ли словесный компонент, словосочетание, элемент произведения (название, имя персонажа и т.д.)? |
5. | Имеются ли в текстах «…» и «…» совпадающие индивидуально-авторские речевые особенности? |
6. | Написан ли текст «…» или его отдельные фрагменты одним и тем же лицом? |
7. | Обладает ли произведение признаками оригинальности, новизны и творческого характера? |
8. | Является ли произведение составным? Оригинально ли произведение по подбору материала и его расположению? |
Установление обстоятельств, связанных с функционированием рекламной продукции.
Примерный перечень вопросов:
1. | Каковы признаки рекламного текста? Является ли данный текст рекламным? |
2. | Имеется ли в рекламном сообщении сравнение? |
3. | Имеются ли в рекламном сообщении сведения о товарах (услугах) других компаний? Носят ли данные сведения негативный характер? |
4. | Используются ли в рекламном сообщении языковые средства, искажающие смысл информации или формирующие дополнительные смыслы? |
5. | Формирует ли реклама негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждает таких лиц? |
6. | Имеются ли в тексте призывы? Каково их содержание? |
7. | Построен ли текст в соответствии с речевой стратегией дискредитации? |
8. | Содержит ли рекламное сообщение пропаганду (алкоголя, наркотиков и др.)? |
9. | Используются ли в рекламном сообщении средства внушения, языковой манипуляции? |
Установление смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров.
Примерный перечень вопросов:
1. | В каком значении употреблено слово «…» в пункте … документа «…»? |
2. | Каков общий смысл пункта … документа «…»? |
3. | Следует ли из текста документа «…», что …? |
4. | Идет ли речь в тексте документа «…» о …? |
Лингвистическая экспертиза. Установление обстоятельств, связанных с угрозой или вымогательством.
Примерный перечень вопросов:
1. | Содержит ли спорное речевое произведение угрозы? |
2. | Содержатся ли в разговоре требования о передаче чужого имущества, права на него или совершении других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества? |
3. | Какова роль каждого из участников разговора (проситель или лицо, которое что-то требует, зависимая или господствующая роль)? |
4. | Содержатся ли в разговоре требования, угрозы и иные вербальные средства принуждения или оказания давления? |
Лингвистическая экспертиза. Выявление завуалированной информации в устных разговорах и письменных текстах.
Примерный перечень вопросов:
1. | Идет ли речь в представленном на исследование разговоре о передаче денежных средств от одного собеседника другому? Каковы речевые указания на предназначение этих денежных средств? |
2. | Если в разговоре идет речь о передаче денежных средств, то кто из участников является инициатором данной тематики? |
3. | Какова роль каждого из участников разговора (проситель или лицо, которое что-то требует, зависимая или господствующая роль)? |
4. | Содержатся ли в разговоре провокационные речевые действия со стороны кого-либо из говорящих? |
5. | Направлен ли текст на возбуждение у его адресата желания к потреблению наркотических средств? |
6. | Идет ли речь в разговоре о приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств? |