Лингвистическая экспертиза для арбитражного суда

Home - Blog Detail

Лингвистическая экспертиза для арбитражного суда

Cудебная лингвистическая экспертиза за последние годы окончательно оформилась как самостоятельный род судебных экспертиз, относящийся к классу судебно-речеведческих экспертиз. Она перешла в группу экспертиз, которые становятся обязательно необходимыми по категориям дел, где без привлечения специальных лингвистических познаний невозможно или затруднительно установить событие правонарушения, совершаемого посредством устной или письменной речи.

Лингвистическая экспертиза. Объекты:

– это единицы языка, речи и продукты речевой деятельности:

1. Газетных, журнальных и электронных публикаций, книг;
2. Рекламных сообщений, листовок;
3. Письменных выступлений, заявлений, обращений;
4. Устных высказываний и разговоров;
5. Продуктов Интернет-коммуникации (форумов, блогов);
6. Текстов документов, нормативных актов;
7. Товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований;
8. Других продуктов речевой деятельности.

Лингвистическая экспертиза. Сегодня можно говорить о следующих типовых задачах, решаемых в рамках судебной экспертизы:

Для проведения лингвистической экспертизы необходимы спорный текст или высказывание, а также сведения о речевой ситуации (о месте, времени, участниках и обстоятельствах, в которых спорный текст или высказывание были предъявлены). В случае если объектом экспертизы является устное высказывание или выступление, лингвисту-эксперту предоставляется аудиозапись разговора (при ее наличии) либо зафиксированный на бумаге (участниками или свидетелями речевой ситуации) текст спорного высказывания.

Лингвистическая экспертиза. Установление обстоятельств, связанных с унижением чести, достоинства и деловой репутации.

Примерный перечень вопросов:

1. Содержится ли в тексте публикации «…» (указать название) негативная информация о конкретном лице … (указать ФИО)?
2. Если негативная информация содержится, то в какой форме она выражена: утверждение о фактах, которое можно проверить на соответствие действительности, или оценочного суждения, предположения, вопроса?
3. Какова коммуникативная направленность текста?
4. Построен ли текст в соответствии с речевой стратегией дискредитации?
5. Носит ли текст публичный характер?

Лингвистическая экспертиза. Установление обстоятельств, связанных с экстремистской деятельностью.

Примерный перечень вопросов:

1. Содержится ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) негативная информация о группе лиц, объединенных по национальному, расовому, религиозному признаку? О каких именно группах лиц идет речь?
2. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания оскорбительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, конфессиональной или социальной группы? Адресованы ли данные высказывания отдельным представителям или всей группе?
3. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания, содержащие суждения о неполноценности граждан какой-либо национальности, конфессии или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой?
4. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания о превосходстве одной национальности, конфессии или социальной группы и неполноценности, порочности другой?
5. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, конфессии или социальной группы?
6. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю нацию, конфессию или социальную группу?
7. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) высказывания о враждебности какой-либо нации, конфессии, социальной группы?
8. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении государства, представителей власти?
9. Содержатся ли в тексте (листовке, выступлении и т.д.) сведения негативного характера о деятельности представителя власти … при исполнении им должностных обязанностей? Если негативные сведения имеются, то в какой форме они выражены: в форме утверждения о фактах или оценочного суждения?

Установление степени сходства товарных знаков, доменных имен, фирменных наименований и других объектов интеллектуальной собственности и авторских прав.

Примерный перечень вопросов:

1. Является ли товарный знак (доменное имя, фирменное наименование, обозначение) «…» тождественным или сходным до степени смешения с товарным знаком (доменным именем, фирменным наименованием, обозначением) «…»?
2. Является ли наименование «…» индивидуализирующим? Способно ли оно выполнять различительные функции?
3. Является ли слово «…» общеупотребительным или уникальным, индивидуальным?
4. Имеет ли обозначение «…» словесный характер, представляет ли собой самостоятельную языковую единицу?
5. Имеются ли в составе вербального компонента товарного знака «…» слова, являющиеся общепринятыми наименованиями или терминами, характерными для какой-либо конкретной отрасли производства или области науки и техники?
6. Содержатся ли в словесной составляющей товарного знака прямое описание товара, сведения об изготовителе?

Установление обстоятельств, связанных с нарушением авторских прав (плагиатом).

Примерный перечень вопросов:

1. Является ли произведение «…» самобытным и оригинальным или переработанным вариантом другого произведения?
2. Имеются ли дословные текстовые совпадения в произведениях «…» и «…»?
3. Имеется ли полное или частичное сходство, тождество или различие произведений «…» и «…»?
4. Оригинален ли словесный компонент, словосочетание, элемент произведения (название, имя персонажа и т.д.)?
5. Имеются ли в текстах «…» и «…» совпадающие индивидуально-авторские речевые особенности?
6. Написан ли текст «…» или его отдельные фрагменты одним и тем же лицом?
7. Обладает ли произведение признаками оригинальности, новизны и творческого характера?
8. Является ли произведение составным? Оригинально ли произведение по подбору материала и его расположению?

Установление обстоятельств, связанных с функционированием рекламной продукции.

Примерный перечень вопросов:

1. Каковы признаки рекламного текста? Является ли данный текст рекламным?
2. Имеется ли в рекламном сообщении сравнение?
3. Имеются ли в рекламном сообщении сведения о товарах (услугах) других компаний? Носят ли данные сведения негативный характер?
4. Используются ли в рекламном сообщении языковые средства, искажающие смысл информации или формирующие дополнительные смыслы?
5. Формирует ли реклама негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждает таких лиц?
6. Имеются ли в тексте призывы? Каково их содержание?
7. Построен ли текст в соответствии с речевой стратегией дискредитации?
8. Содержит ли рекламное сообщение пропаганду (алкоголя, наркотиков и др.)?
9. Используются ли в рекламном сообщении средства внушения, языковой манипуляции?

Установление смыслового содержания текстов документов, нормативных актов, договоров.

Примерный перечень вопросов:

1. В каком значении употреблено слово «…» в пункте … документа «…»?
2. Каков общий смысл пункта … документа «…»?
3. Следует ли из текста документа «…», что …?
4. Идет ли речь в тексте документа «…» о …?

Лингвистическая экспертиза. Установление обстоятельств, связанных с угрозой или вымогательством.

Примерный перечень вопросов:

1. Содержит ли спорное речевое произведение угрозы?
2. Содержатся ли в разговоре требования о передаче чужого имущества, права на него или совершении других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества?
3. Какова роль каждого из участников разговора (проситель или лицо, которое что-то требует, зависимая или господствующая роль)?
4. Содержатся ли в разговоре требования, угрозы и иные вербальные средства принуждения или оказания давления?

Лингвистическая экспертиза. Выявление завуалированной информации в устных разговорах и письменных текстах.

Примерный перечень вопросов:

1. Идет ли речь в представленном на исследование разговоре о передаче денежных средств от одного собеседника другому? Каковы речевые указания на предназначение этих денежных средств?
2. Если в разговоре идет речь о передаче денежных средств, то кто из участников является инициатором данной тематики?
3. Какова роль каждого из участников разговора (проситель или лицо, которое что-то требует, зависимая или господствующая роль)?
4. Содержатся ли в разговоре провокационные речевые действия со стороны кого-либо из говорящих?
5. Направлен ли текст на возбуждение у его адресата желания к потреблению наркотических средств?
6. Идет ли речь в разговоре о приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств?

Читай вместе с нами:

  • All Post
  • Арбитражная экспертиза
  • Инженерные экспертизы
  • Интеллектуальная собственность
  • Нотариальная экспертиза
  • Оценка
  • Строительные экспертизы
  • Судебная Экспертиза
  • Таможенная экспертиза
  • Товароведческая экспертиза
  • Химическая экспертиза
  • Экономическая экспертиза
  • Экспертиза документов
  • Экспертиза по ФЗ

Провести экспертизу

Если у вас нет времени изучать новую для вас информацию, то отправьте запрос и специалисты вас проконсультируют!

Рабочие часы:

Прием заявок на проведение экспертизы осуществляется круглосуточно 24/7. Заявки направляйте на почту info@arbitragex.ru . Консультацию по телефону вы сможете получить только в рабочие часы.

© 2024 — Арбитражная экспертиза — судебная экспертиза и оценка.

Translate »
Не копируйте текст!