Авиационная экспертиза – это исследование, проводимое компетентным специалистом в области авиации, направленное на выявление причины, обстоятельств происшествия, состоянии технического средства, а также оценка действий работников воздушного транспорта при происшествии.
В качестве экспертов по данным делам приглашаются инженеры по строительству, ремонту и эксплуатации самолетов, работающие на воздушных линиях, авиационных заводах и в авиаремонтных мастерских, опытные летчики, штурманы, метеорологи, сотрудники лабораторий авиационных и других предприятий, преподаватели кафедр авиационных учебных заведений, научные сотрудники научно-исследовательских авиационных учреждений, иные высококвалифицированные специалисты авиационного профиля.
Авиационная экспертиза для Арбитражного суда представляет собой исследование в рамках судебного разбирательства, назначаемое судьей по ходатайству сторон дела. По итогу исследования в суд направляется официальный документ – Заключение Эксперта, в котором отражены все этапы исследования, используемые приборы, методики, документы, подтверждающие компетенцию эксперта, а также полученные выводы, в виде ответов на поставленные перед экспертом вопросы.
При производстве данного исследования необходимо предоставить следующие документы: о специальном (ведомственном) расследовании авиационного происшествия, протокол осмотра места происшествия, объяснения членов экипажа и пассажиров самолета по обстоятельствам происшествия, документы метеорологической службы (копии метеосводок, выписки из метео-журнала), полетное задание, бортжурнал, рабочая тетрадь авиатехника, журнал радиостанции по приему и передаче радиограмм, бортовая фонограмма.
• | Телефон: +7 (499) 348-80-03 |
• | Whats App: +7 (985) 348-80-03 |
• | Электронная почта: info@arbitragex.ru |
Объекты данного рода исследований:

Причины, механизм, обстоятельства происшествия. Примерный перечень вопросов:
1. | Какова непосредственная причина происшествия (падения воздушного судна, возникновения на нем пожара и т. д.)? |
2. | Не является ли происшествие следствием данной причины (дефект самолета — конструктивный или производственный, неблагоприятные метеорологические условия — гроза, туман, и т. д., недостаточный запас бензина, заправка самолета недоброкачественным или некондиционным бензином или маслом, перегрузка самолета, недостатки наземного обеспечения полета, неправильные действия пилота и т. д.)? |
3. | Не является ли происшествие следствием данной поломки самолета (деформации правой или левой плоскости, разрушения деталей кривошипно-шатунного механизма мотора, прогара клапана воздушного самопуска и т. д.)? |
4. | Является ли данное повреждение самолета причиной происшествия или оно является его следствием? |
5. | Какие организационные недостатки способствовали происшествию? |
6. | Какое значение для происшествия имели неправильные действия экипажа самолета (нарушение заданной высоты, отклонение от курса)? |
7. | В каком направлении и под каким углом упал самолет, судя по следам самолета на земле и окружающих предметах, а также характеру и расположению обломков? |
8. | Какой частью ударился самолет о землю (или наземный предмет) при падении? |
9. | Какой частью ударился самолет о местный объект при взлете? |
10. | С какой высоты началось падение самолета? Вопрос может быть решен в предположительной форме путем расчета. При этом учитывают соотношение места нахождения свидетеля, наблюдавшего падение, и места обнаружения обломков самолета. |
11. | С каких частей началось разрушение самолета в момент происшествия и в какой последовательности оно происходило? |
12. | Где началось (происходило) разрушение воздушного судна (или возник пожар) — в воздухе или на земле? |
13. | Каково было положение такого-то механизма (детали) воздушного судна (например, штоков гидродвигателя; тумблера: в положении «включено», «выключено», «нейтрально») в момент происшествия (удара самолета о землю и т. д.)? |
14. | Соответствовала ли погода во время происшествия минимуму для командира воздушного судна (данного аэродрома)? |
15. | Соответствовала ли фактическая погода прогнозу? |
Состояние технических средств и техники безопасности. Примерный перечень вопросов:
1. | Находился ли самолет в технически исправном состоянии и если нет, в чем заключается неисправность? Этот вопрос может быть поставлен относительно самолета в целом и его отдельных частей (винта, хвостового оперения, плоскостей, шасси, органов управления, кислородной аппаратуры и др.) |
2. | Имеет ли недостатки конструкция самолета и если да, какие именно? |
3. | Пригоден ли самолет для полетов в определенных условиях (на большой высоте, в сложных метеорологических условиях и т. д.) и если нет, то почему? |
4. | Правильно ли произведены монтаж, сборка узлов и деталей самолета? |
5. | Были ли исправны приборы самолета перед происшествием? |
6. | Соответствовала ли взлетно-посадочная полоса условиям взлета или посадки самолета данного типа, если нет, то повлияло ли это на расследуемое происшествие? |
7. | Исправна ли была наземная аппаратура, предназначенная для управления самолетом (радиолокационная, связи, светообеспечения)? |
8. | Достаточно ли количество имеющихся знаков (стартовых или посадочных) для обеспечения безопасности полетов? |
9. | Отвечает ли обеспечение самолетовождения требованиям безопасности полетов? |
10. | Достаточно ли обеспечение самолета (горючим, смазочными материалами, картами, метеорологическими данными) для полета в таких-то условиях? |
11. | Какая часть механизма отказала в полете и в чем выразился отказ, судя по состоянию самолета в данный момент? |
12. | Является ли материал, из которого изготовлена данная деталь самолета, доброкачественным и если нет, в чем состоят недостатки? |
13. | Каково качество ремонта самолета и правильна ли была его оценка? |
Обстоятельства, предшествовавшие происшествию; оценка действий и должные действия работников; возможность предотвращения происшествия. Примерный перечень вопросов:
1. | Работали ли двигатели самолета перед происшествием в заданных режимах и если нет, то почему? | ||
2. | Правильно ли выполнялись определенные технические действия (взлет, посадка, определение места нахождения самолета, изменение курса и т. д.) и если нет, в чем состояли неправильности? Примеры: | а) | Правильно ли оценил создавшуюся обстановку руководитель полета (диспетчер), какие он допустил нарушения? |
б) | Были ли использованы руководителем полета (диспетчером) имевшиеся в его распоряжении средства помощи экипажу воздушного судна для предотвращения происшествия? | ||
в) | Правильно ли (в соответствии с правилами) подавались команды руководителем полета (диспетчером) на борт воздушного судна, если нет, то в чем выразились нарушения правил? | ||
г) | Соблюдались ли на воздушном судне правила противопожарной безопасности, если нет, то какие правила были нарушены? | ||
д) | Соответствовала ли правилам безопасности полетов и наставлениям подготовка экипажа для данного полета? | ||
е) | Достаточно ли предоставленное экипажу время для отдыха перед рейсом и правильно ли оно использовано? | ||
3. | Соответствовали ли такие-то действия правилам безопасности полетов и если нет, каким правилам не соответствовали и в чем несоответствие выражалось? | ||
4. | Нарушены ли в данном случае правила безопасности полетов, если да, то какие и какое значение это имело для расследуемого происшествия? | ||
5. | Все ли меры безопасности полета соблюдены экипажем самолета? | ||
6. | Правильно ли проводилась подготовка к полету? | ||
7. | Правильно ли было организовано мете обеспечение полета? | ||
8. | Своевременно ли было передано штормовое предупреждение экипажу воздушного судна (или работникам управления воздушным движением)? | ||
9. | Какие были приняты экипажем самолета меры по предотвращению происшествия, судя по положению соответствующих механизмов (рычагов управления, переключения зажигания и др.)? | ||
10. | Достаточными ли были меры, принятые для предотвращения происшествия? | ||
11. | На ком из должностных лиц лежит обязанность обеспечивать соблюдение определенных правил безопасности полетов? | ||
12. | Выполнило ли такое-то лицо все действия, необходимые для предотвращения происшествия и входящие в его обязанности, если нет, то какие действия не были выполнены? | ||
13. | Какие мероприятия целесообразно осуществить в целях предотвращения происшествий на воздушном транспорте? |
Уточняйте интересующий Вас вопрос по контактному телефону:
Телефон: +7 (499) 348-80-03
Whats App: +7 (985) 348-80-03
Электронная почта: info@arbitragex.ru
Экспертно-правовой центр по проведению Арбитражных экспертиз развивает экспертизу в Российской Федерации. Мы стараемся сделать экспертную деятельность лучше в нашей стране
Консультация специалиста в офисе рядом с м. Охотный ряд осуществляется по предварительной записи с целью выбора наиболее удобного времени для Вас!
С Уважением, Коллектив ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОГО ЦЕНТРА.